Старинные замки, замочки
Старинные замки, замочки.
Среди находок на заброшенных поселениях встречаются старинные навесные замки. Есть обычные железные прошлого столетия, но так же имеются и экземпляры, сделанные из латуни, некоторые из них имеют маленькие размеры.
Маленькие латунные замки использовались чаще всего на сундуках, где хранились самые ценные вещи, возможно, на дверцах шифоньеров и сервантов. Замки царского времени имели на своём корпусе клейма мастеров, имена, фамилии, гербы и даже медали доказывающие качество их продукции. Известны фамилии производителей латунных замков, такие как:
Шлыковы,
Варыпаевы,
Рыженьковы,
Каревы,
Чилины.
В 18-20 века на территории Российской Империи находилось большое количество фабрик и небольших мастерских, специализирующихся на выпуске таких замочков. Зачастую производство замочков было делом второстепенным. Обладая весьма простой формой исполнения и незамысловатостью механизма запора, замки и замочки являются интересным объектом изучения и коллекционирования.
Толщина замочков чаще всего не превышала 1 см, высота до 5-7 см, ширина 3-4 см. Форма была различная – в виде щита, домика, круглая, овальная, квадрат со скошенными углами. Были и замочки в форме животных – лошадки, собачки – с верхней дужкой. Использовались небольшие элементы украшения – незатейливые узоры в виде сетки, цветочков и листиков, зарубки, круги.
Самыми популярными и известными производители были мастера и семьи – Рыженьковы, Чилины, Варыпаевы, Каревы, Шлыковы. На замочках, как правило, выбивалась фамилия и имя мастера, к примеру, у Рыженьковых были Семен, Михаил, Иван. Также мог быть нанесен и фамильный герб производителей, «медали» побед на выставках, профиль производителя, вензеля Императоров, государственный герб.
Замочки, имеющие форму животного известны ещё в средневековое время, в частотности на территории Золотой Орды.
Есть люди увлечённые коллекционированием старинных замков. Но надо не забывать, что это наша история, может быть и не такая древняя, но не менее интересная.
Старинные навесные замки, в том числе старинные амбарные замки в полностью рабочем состоянии сегодня, по вполне объяснимым причинам, встречаются не так часто, как хотелось бы.
Старые дверные замки – предметы утилитарные, поэтому и отношение к ним было соответствующее, как к обычным вещам, которые окружают людей в их повседневной жизни.
Навесные дореволюционные замки испытали на себе, пожалуй, все тяготы такой непростой многолетней эксплуатации в самых суровых природных условиях: и снег их засыпал, и дождик мочил, грело солнце, холодил мороз. Они замерзали, ржавели, от них теряли ключи. Сложная была жизнь у любого замка, который висит на улице.
Кстати, к старинным замкам, дубликатов ключей не делали: не могли в те времена мастера научиться делать несколько одинаковых ключей к одному замку, поэтому потеряйся ключ – и замок на выброс.
Конечно, как мы уже сказали, старинный замок – вещь утилитарная, но сегодня многие утилитарные предметы прошлого становятся интереснейшими предметами для частного коллекционирования, создаются внушительные экспозиционные собрания и в музеях России, и старинные навесные или нутряные замки тут не исключение!
В первую очередь ценится состояние предмета и его особые индивидуальные черты, которые и делают из простой утилитарной вещи редчайший образчик кустарного изделия прошлых веков.
Мы все сегодня ассоциируем старинные русские города и села с каким-то одним, или несколькими кустарными или фабричными промыслами. Например, Тула у современного человека обязательно проассоциируется с самоварами, пряниками и оружием, Оренбург – с пуховыми платками, Палех – с лаковой миниатюрой и иконами, Жостово – с расписными подносами, Хохлома – с деревянной расписной посудой, Гжель – с самобытной посудой и так далее.
Однако надо признать, что сегодня какие-то из промыслов, знаменитых сто лет назад, уже забылись. Например, мало у кого вызовет ассоциацию город Павлово и навесной замок. Павловские платки помнят еще, а вот про крупное замочное производство, существовавшее в городе и после революции, уже забыли.
Но кроме Павлово в округе были и другие населенные пункты, знаменитые своими качественными и разнообразными замками, добрая молва о которых вместе с изделиями русских замочников, раскатилась по всей необъятной России!
Кроме Павлово, недалеко (и совсем рядом от знаменитой Макарьевской ярмарки) существовало еще одно село, в котором зародился (благодаря Павлово), а затем и расширился замочный кустарный промысел – это село Лысково!
И мы практически уверены, что буквы «СЛ» на этом замке указывают именно на него, на село Лысково, в котором и работал талантливый мастер Федор Федотов.
Старинные замки, особенно старинные навесные замки – удивительные объекты для Вашего коллекционирования.
Считается, что русские мастера замочники поставляли свою продукцию в Европу уже в IX веке, причем это были как навесные замки, так и врезные и накладные, уже тогда ассортимент замков и их качество полностью устраивал придирчивых заморских покупателей, кованые замки были популярны и на Родине, их охотно покупали зажиточные жители Великого Новгорода, Пскова, Владимира, Киева.
Сами по себе запирающие устройства возникли, конечно, гораздо раньше, их образцы дошли до наших дней в единичных экземплярах, но зато сегодня на антикварном рынке России можно еще встретить изделия, датируемые 18-м или 19-м столетием, есть и замки, выпущенные до 1917 года в начале 20-го века.
Каждый такой замок навесной или врезной – настоящая находка для собирателя старины, человека, понимающего всю ценность такого антикварного предмета, ведь с каждым годом все меньше старинных замков попадает в продажу через лавки и тем более их не найти в земле, в рабочем состоянии.
Запирающие устройства – замки прошли в своей жизни определенные этапы развития, но настоящий прорыв случился лишь в начале 18 столетия, когда был изобретен «французский»» замок, позволяющий запирать дверь с любой стороны, причем с возможностью в любой момент достать ключ из замка – хоть в его открытом или закрытом состоянии.
Следующий революционный этап произошел в середине 19-го века, когда изобрели «английский замок», в котором на месте замочной скважины появился вращающийся цилиндр с прорезями, в которые вставлялся не Г-образный, а плоский ключ. Отныне хозяева замков получили возможность пользоваться более удобными, компактными ключами, причем секретность самого замка увеличилась многократно!
Интересно отметить, что сегодня многие обыватели считают, что замки с цифровым кодированием, осуществляемым совмещением нескольких вращающихся дисков с набором цифр, являются современным изобретением, но это не так! В XIX веке такие латунные замки во всю изготавливались и продавались в России!
Замок висячий получил, по многим логичным причинам, наибольшее распространение на Руси, уже в двенадцатом веке такие замки изготавливались массово, но наивысший расцвет навесного замка достигается в 18-19 веках, когда они стали не только массовым продуктом, но и самое главное – доступным товаром для самого широкого круга потребителей.
Маленькие замочки использовались для запирания сундуков и ларцов, замки покрупнее вешали на двери сараев и домов. Самые большие замки применяли для запирания купеческих лавок, амбаров, складов и церквей. Недаром словосочетание «амбарный замок» даже в нашей современной памяти сразу ассоциируется с чем-то большим, фундаментальным, неприступным.
Русские мастера, желая выделить именно свой товар на фоне других, подходили к работе творчески: замки делали самых разных форм, украшали не только сам замок, но и ключи.
Старинные замки России – летопись мастерства, и кроме того – история местного маркетинга, ведь украшательство, а также авторские надписи на замках есть не что иное, как проявления рекламы, направленной на продвижение замков определенных производителей!
Красивые старинные замки сегодня рад принять любой музей старинных замков, но таких серьезных экспозиций не так много, хотя, например, Вологодский коллекционер старины Михаил Суров в свое время собрал огромную коллекцию, в которую вошли антикварные замки разных времен, изготовленные в самых разных губерниях имперской России.
Известно, например, что в 19 веке существовало несколько крупных производств, которые массово выпускали однотипные запирающие устройства. Такими крупными центрами замочного производства была, например, Тула и село Павлово на Оке. Павловские замки, а точнее говоря, Павловские замочки славились своей миниатюрностью и тем, что их изготавливали в виде забавных человечков или сказочных животных.
Особенно ценится сегодня старый навесной замок, изготовленный вручную и имеющий четкие атрибуционные признаки – маркировку мастера и отметку о годе выпуска.
Всем известна современная традиция, согласно которой невеста с женихом совершают символический обряд запирания замка с последующим выбрасыванием ключа в воду. Во всех городах России имеются мосты через реки, по которым жених проносит невесту и в знак верности и крепости будущего брака прикрепляет к перилам и ограждениям навесной замок.
Однако оказывается, что этот обряд совсем не современный: в том же 19 веке поступали точно также, с той лишь разницей, что запертый раз и навсегда замок бережно хранился в доме. Именно поэтому на антикварном рынке есть множество запертых замков, к которым нет в комплекте ключа!
Старинный ключ же подобрать к замку практически невозможно: при всей кажущейся архаичности старинные замки обладали уникальной системой защиты от взлома путем подбора похожего ключа: секреты старинных замков практически не повторялись, особенно если мы говорим про навесные замки, исполненные в небольших кустарных мастерских.
Как только коллекционирование латунных замочков стало более-менее популярно, определился круг цен на эти замочки. Цены примерно такие – обычный замочек с родной дужкой в хорошем состоянии стоит около 300-1000 рублей, замочек с ключиком стоит в два раза дороже, замочек в отличном состоянии с медалями и интересным рисунком может стоит до 3000 рублей, замочек в виде животного стоит 1000-3000 рублей, замочек без дужки или с неродной железной дужкой – 50-100 рублей.
Больше информации смотрите по ссылкам:
добрый день, я занялся реставрацией старого бабушкиного сундука и обнаружил внутренний замочек, ключ конечно потерян. но на верней планочке есть символ подкова и надпись Robert Hentz. интересно узнать историю мастера.
Добрый день.
Я ищу красивый навесной замок на сундук.
Кто нибудь может мне помочь в приобретении?
Спасибо